Книги на тему «Работа с маломобильными гражданами, помощь, уход, реабилитация»

 

Неймарк М.И. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях: учеб. пособие / М.И. Неймарк, В. В. Шмелев.  — М.: КноРус, 2021. — 220 с.

Учебное пособие ставит перед собой цель ознакомить фельдшеров и медсестер с современным состоянием проблемы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях с учетом существующих российских и зарубежных клинических рекомендаций, стандартов и протоколов. Соответствует ФГОС СПО последнего поколения.

 

 

Фирсов М. В. Общая и клиническая геронтологическая социальная работа: учебник / М. В. Фирсов, М. В. Вдовина, Я. В. Шимановская, А. А. Черникова.  – М.: КноРус, 2022. — 359 с.

«Общая и клиническая геронтологическая социальная работа» — первый учебник в отечественной социальной работе, который посвящен проблемам осмысления современных теорий и технологий, методов, применяемых в отечественной и зарубежной практике. Учебный курс систематизирован в соответствии с образовательными и профессиональными стандартами и имеет не только теоретическую, но и практическую направленность. Соответствует ФГОС ВО последнего поколения.

 

 

Гериатрия: учеб. и практикум для вузов / С.Н. Пузин [и др.]; под ред. С.Н. Пузина. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 209 с.

В курсе даны понятия гериатрии как науки, освещены вопросы структуры гериатрической службы. Рассматриваются инволютивные изменения органов и систем у лиц пожилого и старческого возраста, структура заболеваемости, показатели инвалидности и смертности. Изложены материалы по особенностям клинического течения различных заболеваний внутренних органов, оказанию доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях, определению тактики ведения пациентов, фармакотерапии и диетотерапии, а также по организации ухода за указанной категорией больных.

 

 

Социально-трудовая реабилитация и адаптация инвалидов и лиц пожилого возраста: учеб. пособие для среднего проф. образования / М. О. Буянова [и др.]; под ред. М. О. Буяновой. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 133 с.

Предлагаемое читателю издание является учебным пособием, подготовленным коллективом кафедры трудового права и права социального обеспечения НИУ ВШЭ и посвященным одной из наиболее актуальных тем, находящейся на стыке современного трудового права и права социального обеспечения.

Особенностью настоящего учебного пособия является рассмотрение современных научно-практических проблем социально-трудовой реабилитации и адаптации инвалидов и лиц пожилого возраста с учетом комплекса правовых норм, регулирующих вопросы их занятости и трудоустройства, а также социального обслуживания. Вносятся предложения по совершенствованию законодательства о социально-трудовой реабилитации и адаптации инвалидов. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и профессиональным требованиям.

 

 

Бутуева З. А.  Социальная геронтология: учебное пособие для вузов / З. А. Бутуева. – М.: Издательство Юрайт, 2022. — 174 с.

В курсе в систематизированном виде представлены материалы, раскрывающие понятия социальной геронтологии; этнографические вопросы старения человека; основные периоды развития геронтологического знания; демография старения; медико-биологические, психологические, социологические подходы к старению населения; социальная политика в отношении старшего поколения в России, а также социальное положение людей старшего возраста в современном обществе. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

 

 

Ростомашвили Л. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития: учеб. пособие / Л. Ростомашвили; под ред. А.А. Алексеева. — 2- е изд. стер. — М.: Издательство СПОРТ, 2020.- 168 с.

В учебном пособии рассматривается этиология и патогенез сложных (комплексных) нарушений в развитии, своеобразие психофизического и функционального состояния, физической подготовленности, сенсорные проявления и поведенческие реакции лиц со сложными (комплексными) нарушениями. Впервые представлены трудности диагностирования, обучения двигательным действиям, пути их преодоления, а также педагогические технологии в адаптивном физическом воспитании лиц со сложными (комплексными) нарушениями развития.

Пособие предназначено для магистров высших учебных заведений, аспирантов и педагогов, оказывающих практическую помощь и психолого-педагогическое сопровождение лиц со сложными (комплексными) нарушениями развития.

 

 

Основы реабилитации: учебник / Под ред. В.А. Епиванова, А.В. Епифанова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 416 с.: ил.

Учебник написан согласно федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения с учетом современного уровня развития физиологии, биомеханики, динамической анатомии и технологий реабилитационных мероприятий.

В книге подробно освещены основы реабилитации (физические упражнения и тренировки, рациональное питание, психопрофилактика, физические факторы, элементы мануальной терапии) на этапах поликлиника — стационар — санаторно-курортное лечение. Описаны новейшие методы восстановительного лечения больных с заболеваниями нервной системы и внутренних органов, повреждениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Рассмотрены особенности проведения реабилитационных мероприятий в педиатрии. Даны рекомендации по профилактике заболеваний и травм.

 

 

Фирсов М. В. Полевая клиническая социальная геронтологическая работа: Учебное пособие / М.В. Фирсов, М.В Вдовина, А.Ю. Нестерова, Г.Р. Фархшатова. – М.: Русайнс, 2021. — 326 с.

В учебном пособии представлены подходы к теории и практике полевой клинической социальной геронтологической работы, которые реализуются в отечественной и зарубежной профессиональной деятельности. Авторы рассматривают жизненный сценарий человека в контексте социально-геронтологического подхода; организацию полевой клинической социальной геронтологической работы в учреждениях социального обслуживания; пожилого человека в системе групповой работы; модели и техники работы с людьми старшего поколения при различных состояниях. Особое внимание уделено техникам диагностики и сопровождения, скрининг — методам оценки жестокого обращения с пожилыми людьми, а также особенностям общения с ними и личностно-ориентированной заботе в условиях полевой практики.

 

 

Карасёва Т.В и др. Лечебная физическая культура при заболеваниях людей пожилого возраста: учебное пособие / Т.В. Карасёва, А.С. Махов, А.И. Замогильнов [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2022. — 219 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).

В учебном пособии представлены вопросы, отражающие содержание курсов дисциплин «ЛФК и массаж», «Физическая реабилитация», а также курса специализации АФК «ЛФК в гериатрии».

 

 

Артюнина, Г.П. Основы социальной медицины: учебное пособие / Г.П. Артюнина, Н.В. Иванова. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 359 с.

Учебное пособие охватывает широкие аспекты социального знания, которые граничат с медициной. Изложены общие вопросы социальной медицины: определения понятий «здоровье», «предболезнь», «болезнь», «профилактика»; показатели общественного здоровья, связь уровня и качества здоровья с образом жизни, экологией, наследственностью; организация отечественного здравоохранения. Рассмотрены частные проблемы наиболее социально значимых заболеваний и состояний.

 

 

Шимановская Я.В. Паллиативная помощь: Учебник. / Шимановская Я.В., Сарычев А.С., Шимановская К.А. – М.: КноРус, 2022. — 360 с.

Рассмотрены основные этапы становления паллиативной помощи и особенности ее развития в России. Отражены вопросы организации оказания паллиативной помощи различным категориям населения. Подробно изложены вопросы оказания паллиативной помощи при различных заболеваниях и состояниях. В достаточном объеме отражены вопросы ухода, различные аспекты психологической и духовной помощи инкурабельным больным. В свете актуальных нормативных актов обсуждены вопросы нормативно-правового регулирования качества жизни пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи.

 

 

Лора Уэймен. Поговорим о деменции. В помощь ухаживающим за людьми с потерей памяти, болезнью Альцгеймера и другими видами деменции / Лора Уэймен; пер. с англ.- М.: Олимп-Бизнес, 2020. — 296. — (Серия: «Как жить»).

«Поговорим о деменции» – прекрасное пособие для тех, кто ухаживает за больными с расстройствами памяти. Автор книги Лора Уэймен, известный геронтолог, лектор, ведущая тренингов и семинаров, разработала собственную методику, эффективность которой подтвердилась в тысячах пансионатов и медучреждений. В основу книги легли реальные истории семей, столкнувшихся с данным диагнозом. Лора Уэймен просто и понятно рассказывает о том, как общаться с людьми, страдающими деменцией, как сохранить здоровую эмоциональную атмосферу и справиться с негативными реакциями больного. Автор показывает на примере своей семьи: всем близким больного необходимо заботиться о собственном физическом и психологическом состоянии, чтобы помощь была эффективной. Книга адресована самому широкому кругу читателей: родным и близким больного, медицинскому персоналу, а также всем тем, кто сталкивается с проблемами потери памяти.

 

 

Психологические аспекты медицинской реабилитации: учебное пособие / Под ред. Е. Е. Ачкасова, Н.Д. Твороговой. — М.: ИГ «ГЭОТАР-Медиа», 2018.- 352 с.: ил.

В учебном пособии последовательно освещен ряд важных вопросов клинической психологии, включая историю и методы исследования, а также ее роль в медицинской реабилитации при заболеваниях различных органов и систем. В отдельной главе изложено нормативно-правовое регулирование в сфере клинической психологии. Рассмотрены особенности реабилитации при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, пищеварительной, эндокринной систем, кожных и инфекционных заболеваниях, а также в хирургии, акушерстве, гинекологии, стоматологии и ревматологии. Выделены особенности реабилитации детей, лиц пожилого возраста и инвалидов с учетом психологии данных групп населения. Даны представления о синдроме выгорания и подходы к его коррекции. 

 

 

Ольга Громова. Комплексная реабилитация больных и инвалидов: учебное пособие. — М.: ИКЦ «Колос-с», 2018. — 182 с.

В данном издании освещены нормативно-правовые основы реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Разбирается понятийный аппарат комплексной реабилитации, а также принципы организации реабилитационного процесса и экспертно-реабилитационной диагностики.

Отдельные разделы посвящены трем основным видам реабилитации (медицинской, профессиональной и социальной), их целям, задачам, используемым средствам и особенностям организации. Особое внимание уделяется физической культуре лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивной физической культуре), ее роли и месту в системе комплексной реабилитации инвалидов.

 

 

Сильверман Дж., С. Кёрп, Дж. Дрейпер. Навыки общения с пациентами; пер. с англ.- М.: ГРАНАТ, 2018. — 304 с.

Данная книга считается во всем мире основным учебником по совершенствованию навыков общения с пациентами, которым пользуются и студенты медицинских вузов, и врачи любой специальности с любым стажем работы. Приведены очень конкретные, практические описания приемов коммуникации и доказательная база, на которую они опираются.

 

 

Фуряева Т. В.  Социальная инклюзия: учеб. пособие для вузов / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. — 189 с. 

Настоящее пособие обращено в первую очередь к специалистам-практикам, работающим с социально ослабленными группами населения и нуждающимися в помощи и поддержке. Автор предпринял попытку изменения вектора профессионального мышления – от движения в рамках анализа дефицитов человека с ограниченными возможностями и проблемами в социальной инклюзии к движению в рамках анализа его ресурсов, скрытых потенциальных возможностей, межведомственного взаимодействия.  Учебное пособие включает теоретико-методологическое обоснование проблемы социальной инклюзии в зарубежных и отечественных исследованиях в русле разных методологических подходов: экологическом, философском, психологическом. Автор подробно останавливается на исследовании многолетних инклюзивных практик в дошкольных и школьных учреждениях Европы, а также – с учетом изменений в среднем и высшем профессиональном образовании – разных стран. В пособии рассматриваются практики социокультурной инклюзии детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, молодых людей с ментальной инвалидностью, а также людей старшего поколения.

 

 

Фуряева Т. В.  Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие для среднего проф. образования / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. — 189 с. 

Состояние современного российского общества, как в зеркале, отражается в системе отношений государства и его граждан к проблеме людей с инвалидностью. В учебном пособии проанализирован богатейший опыт инклюзивного образования как основы для рефлексии и развития этой важнейшей сферы работы с детьми и молодыми людьми с ограничениями в жизнедеятельности. Рассмотрены на теоретическом и практическом пластах такие вопросы, как социально-реабилитационные практики (на отечественном и зарубежном опыте), особенности профессиональной социальной деятельности с людьми с ограничениями в жизнедеятельности, профессиональная подготовка кадров для работы с людьми с инвалидностью и многие другие важные аспекты.

 

 

Кулешова, Л. И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии : учебник / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова ; под ред. В. В. Морозова. — изд. 3-е. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. — 716 с.

Учебник предназначен для освоения профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» («Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными») по специальностям «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» в соответствии с Государственным образовательным стандартом для профессиональных учебных заведений.
Учебный материал представлен конспективно с использованием схем, рисунков, таблиц, различных форм медицинской документации.

Особое внимание уделено ключевым разделам сестринской практики «Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи» и «Медикаментозное лечение в сестринской практике». Медицинские процедуры изложены в соответствии с ГОСТ Р 52623.1-2008 «Технологии выполнения простых медицинских услуг функционального обследования», ГОСТ Р 52623.3-2015 «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода», ГОСТ Р 52623.4-2015 «Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств».

 

 

Долговременный уход: сущность, организация, технологии и средства реализации: учебно-методическое пособие / под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой. — 2-е изд. — Москва: Дашков и К, 2020. — 265 с. 

В учебно-методическом пособии раскрываются методологические основы, содержание и технологии осуществления социального и медицинского ухода за нуждающимися людьми, утратившими способность к самообслуживанию, механизмы межведомственного взаимодействия, работы мультидисциплинарной команды, координатора системы долговременного ухода. Представлены тесты и шкалы оценки и определения нуждаемости, порядок работы с ними, сущность маршрутизации и разработки индивидуальной программы ухода. Учебно-методическое пособие ориентировано на работающих в системе долговременного ухода руководителей, социальных работников, помощников по уходу, специалистов организаций социального обслуживания и медицинский персонал.