Эксперт рассказала, как мелкая моторика способствует развитию мозга и речи ребенка

Главная | Новости | Эксперт рассказала, как мелкая моторика способствует развитию мозга и речи ребенка

Окт 25 2021

Современные родители стремятся развивать детей с первых лет, если не с первых месяцев жизни. В ход идут разнообразные кружки с активностями, ранее чтение и изучение языков. Однако бОльший эффект для мозга, речи и интеллекта кроется в мелкой моторике — точных движениях рук и пальцев ребенка. Подробнее об упражнениях рассказывает логопед, доцент и преподаватель столичного Института дополнительного образования Снежана Танцюра.

 

Координированные действия руками зависят от работы мышечной, костной и нервной системы. При регулярной работе рук и пальцев происходит стимуляция и взаимодействия этих систем, что приводит к быстрому формированию связей между клетками мозга. Так, казалось бы, детские игры и развлечения — раскраски, пазлы, кубики и тактильные книжки закладывают основы не только речи, чтения и письма, но и интеллектуального и творческого уровня, способностей и социализации. И это еще не все!

 

“Речь, внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и мышечная память, планирование, даже воображение — все это зависит от моторики. Я настоятельно рекомендую всем родителям обратить внимание на этот аспект, особенно в преддверии школы”, — советует Снежана Юрьевна.

 

Упражнения для развития мелкой моторики

 

Для начала можно выполнять самые простые задания из пальчиковой гимнастики:

 


  • разминайте пальцы ребенка (чередуйте растирание, сгибание и разгибание);

  • гладьте и массируйте ладонь;

  • используйте для массажа грецкие орехи и массажные шарики, шипованные мячи (“ежики”, продаются в ортопедических салонах);

  • играйте в “ладушки-ладушки”, “мы писали, мы писали, наши пальчики устали”.


Желательно заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой регулярно, уделяя ей по 5 — 10 минут каждый день. В зависимости от возраста ребенка следует внедрять более сложные упражнения. Так развитию ручной моторики способствуют также:

 



  • рисование и раскрашивание;

  • занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, песком, конструкторами;

  • нанизывание бус, бисероплетение;

  • выкладывание из спичек рисунков, букв, фигур;

  • рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка.


Мелкая моторика для детей с ОВЗ

 

Для детей с ограниченными возможностями здоровья развитие двигательных навыков, координации и интеллекта еще более важно. Им “ловкость рук” позволяет соотносить движение с ощущением и тем самым формировать чувственное познание мира. Поэтому родители особых детей должны уделять особое внимание мелкой моторике — это станет частью коррекционной работы и реабилитации.

 

“Семьям детей с ОВЗ важно комплексно подходить к процессу коррекции. Нельзя недооценивать такие занятия, они являются залогом грамотного развития и укрепления. А специалистам профильных учреждений важно напоминать родителям об этом, обучать их и проводить работу со своей стороны”, — считает Снежана Юрьевна.

 

Институт дополнительного профобразования работников социальной сферы проводит обучение по программе “Практические приемы развития мелкой моторики у детей с ОВЗ”. За 16 часов специалисты по реабилитации, воспитатели и физкультурные работники узнают об особенностях нарушений движения, средствах и упражнениях для рук и пальцев, а также аспектах тактильного восприятия у детей с ТМНР. Записаться на программы Института можно на сайте, по телефону +7 (495) 607- 50-65 или с помощью письма на ipk@mos.ru.


Поделитесь постом в социальных сетях: