Эксперты ИДПО рассказали, как эмпатия и эмоциональный интеллект применяются в социальной работе

Главная | Новости | Эксперты ИДПО рассказали, как эмпатия и эмоциональный интеллект применяются в социальной работе

Июл 15 2021

В ИДПО доступны современные модульные образовательные программы, которые помогают развивать профессиональные и личностные навыки (soft skills). О том, как последние применимы в работе социальных работников, рассказали эксперты Института.


Зачем нам эмоциональный интеллект и эмпатия


Эти понятия относятся к soft skills, то есть r личностным навыкам. Каждый специалист помогающих профессий — социальный работник, психолог, реабилитолог — должен обладать комплексом знаний, умений и личных качеств, которые дополняют профессиональные навыки (hard skills).


Эмоциональный интеллект (EQ) — это умение отдавать себе отчет в том, что испытываешь те или иные эмоции, а также способность различать эмоции других людей, делая адекватные выводы. Эмпатия — сознательное проявление чуткости, производное от развитого эмоционального интеллекта умение проявить сострадание в приемлемой для окружающих форме.


Люди с развитым эмоциональным интеллектом реже страдают от профессионального выгорания, лучше ладят внутри коллектива, а также добиваются больших успехов в профессиях, связанных с общением.


Эксперты ИДПО используют множество обучающих материалов, которые позволяют отследить стадии развития и эмоционального интеллекта в том числе.


«Человек на пути развития эмоционального интеллекта проходит четыре универсальных этапа. Во-первых, он учится понимать и принимать себя. Затем он должен подчинить себе эту сферу, то есть освоить эффективное управление собственной личностью, собственными эмоциями. Третьим этапом становится понимание другого человека. В-четвертых, управление другим и оказывается финальной стадией этого важнейшего процесса», — рассказала кандидат педагогических наук Снежана Танцюра, преподаватель Центра компетенций.


«Эмпатия — не только эмоциональное сближение, но и умение грамотно отстраниться от другого (при необходимости), вновь сфокусироваться на себе, чтобы время от времени заново обретать внутренний баланс в рамках собственной работы и жизни. При повышении уровня эмпатии приходит понимание, что помочь другому может лишь тот, кто и в отношении к самому себе также адекватен и эффективен. Проявляется эмпатия еще и в умении понять, когда подопечный начинает злоупотреблять вниманием социального работника, дипломатично пресекая подобные попытки», — добавила эксперт.


Какой интеллект важнее?


Эмоциональный интеллект (EQ) является важным фактором для успеха личности. Даже те люди, коэффициент интеллектуального развития (IQ) которых находится на достаточно высоком уровне, могут испытывать трудности с социализацией и продвижением по карьерной лестнице. Эмпатам от природы и тем, кто благодаря практическому обучению смог развить свои эмоционально-интеллектуальные способности (EQ), гораздо проще добиваться результатов в самых важных жизненных сферах.


За силу эмпатии и чуткость человека отвечают зеркальные нейроны в коре головного мозга. Их количество у всех людей разное. Поэтому сформировалось мнение, что эмоциональный интеллект — якобы чисто природный дар, который либо есть, либо напрочь отсутствует. Человек, у которого с самого рождения количество зеркальных нейронов выше среднего, изначально более склонен к состраданию и пониманию мотивации других людей. На интуитивном уровне он воспринимается другими как более понимающая, «эмпатичная» (да и симпатичная тоже) личность. Но эту способность вполне возможно натренировать даже тому, кто от природы обделен зеркальными нейронами. Именно в процессе практического взаимодействия с коллегами и преподавателями Института личностные качества развиваются наиболее эффективно.


Одна из практик развития эмпатии — когда обучающийся в течение тренинга реально становится на место человека с ограниченной функциональностью. Например, он присутствует на обучении с закрытыми глазами или на долгое время принимает неестественную позу. Таким образом, он на практике ощущает, насколько тяжело каждый день решать простейшие задачи человеку с теми или иными ограничениями. У него создается эмоциональное вовлечение, и в своей дальнейшей работе специалист будет легче понимать получателя услуг.


ИДПО предлагает несколько образовательных программ, в которых сделан особый акцент на развитии эмоционального интеллекта и эмпатии. Для специалистов поддержки семьи и детства это «Эффективные коммуникации специалиста опеки и попечительства», «Выявление и профилактика семейного неблагополучия. Работа со случаем». Эксперты по реабилитации развивают эмпатию на программах «Реабилитационная работа в учреждениях социальной сферы», «Аутизм: коммуникация и социальное взаимодействие», «Прикладная психология в социальной сфере». Руководители социальной сферы могут прокачать свои навыки эмоционального интеллекта на курсе «Современное управление: системность и человекоцентричность», «Работа со сложными клиентами», а специалисты долговременного ухода — в рамках «Тренинг тренеров по обучению специалистов в практике долговременного ухода» и «Эффективное взаимодействие социального работника».



На заметку!


Образовательные программы ИДПО помогают специалистам социальной сферы развивать профессиональные и личностные компетенции. Подать заявку на обучение в Институте может любое учреждение, подведомственное столичному Департаменту труда и соцзащиты. Для этого достаточно отправить заявку на электронный адрес.



Поделитесь постом в социальных сетях: