О семейных ценностях: интервью с Оксаной Волжиной и Ларисой Сикорской

Главная | Новости | О семейных ценностях: интервью с Оксаной Волжиной и Ларисой Сикорской

Июл 9 2021

Любовь и верность — основа крепкого и счастливого брака. Но как построить гармоничные отношения? О современных московских семьях и о том, как обучающие программы ИДПО способствуют их поддержке, рассказали Оксана Волжина, руководитель отдела поддержки семьи и детства, и Лариса Сикорская, доктор педагогических наук, профессор ИДПО.


Совместное времяпрепровождение укрепляет семью


— Расскажите, что из себя представляет современная семья в Москве?


Лариса: Современная семья — это явление, которое отличается от прежних брачных союзов в российском контексте. Современная семья представляет собой разные формы брака, а не только официальный, как было раньше. Но это не главное отличие. Главное заключается в индивидуализации этой ячейки общества, ее отсоединении от старших поколений: молодые пары сейчас имеют возможность жить отдельно, они снимают жилье или берут ипотеку. Раньше же в одной квартире или доме могли проживать 3–4 поколения одной семьи: бабушка и дедушка, родители, их дети. Разумеется, это хорошо — сейчас у молодых пар есть возможность жить самостоятельно. Проблема лишь в том, что во многих случаях отделение в плане совместного проживания приводит к ослабеванию эмоциональных связей между родственниками.


Оксана: Да, зачастую связь поколений ослабевает. Индивидуализация современных семей перерастает в обособленность и утрату контакта с более старшими близкими. Это приводит к тому, что члены семьи меньше поддерживают друг друга, это отражается на внутреннем ощущении человека, его уверенности в себе. Это очень важно в контексте российской многонациональной культуры, в которой семейные традиции преемственности всегда были сильны.


— Как справиться с ослабеванием таких связей, как вновь сблизиться членам одной семьи?


Лариса: В первую очередь, связь поколений формируется на семейных встречах —времяпрепровождении. Это могут быть ужины, прогулки, совместный отдых, участие в различных мероприятиях. Совместные традиции и времяпрепровождение укрепляют семью. Важно эмоциональное взаимодействие. Самая прочная связь между поколениями — в семье. Во-вторых, формированию крепкой связи способствует семейное, общное принятие решений. Речь идет о так называемых родственных советах, когда все члены одной семьи собираются, чтобы вместе обсудить какую-либо трудную жизненную ситуацию, вместе взвесить все «за» и «против», выслушать каждого (в том числе детей) и на основании этого принять совместное семейное решение.


В-третьих, важную роль играют семейные традиции, которые люди могут в своей семье создать самостоятельно. Это не обязательно что-то грандиозное и масштабное. Даже скромные еженедельные ритуалы, которые заведены в том или ином союзе, можно считать традицией. Например, уборка по субботам, совместный завтрак в воскресенье утром или просмотр вместе с детьми мультфильмов по пятницам, празднование важного для всех праздника, фамильная история, сказка или миф объединяют людей, способствуя развитию общности среди них.


О кризисах


— С какими проблемами сталкиваются современные московские семьи?


Лариса: В основном семьи сталкиваются с нормативными и ненормативными кризисами в семье. Естественные кризисы — это беременность и появление первенца, подростковый период ребенка, который накладывается на кризис среднего возраста у родителей и охлаждение эмоциональных отношений у супругов, синдром «пустого гнезда» — уход детей из семьи, создание детьми собственных семей и так далее. Также есть ненормативные кризисы: к ним относятся развод партнеров, измена, насилие и жестокое обращение в семье, потеря близкого человека, болезнь родственника (длительный уход,) конфликты со старшим поколением, например, в вопросах воспитания ребенка, наследства. Основной проблемой я бы назвала утрачивание связи и понимания со старшим поколением как культурно-социальное явление, когда ценности младшего поколения значительно отличаются от ценностей поколения старшего — оно во многом определяет остальные факторы.


Оксана: Еще можно отметить отказ от традиционных гендерных ролей (когда женщина, например, берет на себя максимум функций), конфликты между супругами и родственниками по вопросам воспитания детей, восстановление семейных и личных ресурсов, кризисные ситуации. Также отмечу ситуации родительского отчуждения — это очень важная и прорабатываемая нами тема, мы даже проводили о ней онлайн-лекцию американского психолога Джин Мерсер.


— Какие пути преодоления этих трудностей существуют? В частности, как город поддерживает семьи в таких ситуациях?


Оксана: В ответ на трудности возникают формы помощи и поддержки семьям в такой ситуации — например, технология медиации, которая позволяет разрешать конфликтные ситуации в супружеских и детско-родительских отношениях. Помощь можно получить в семейных центрах столицы.


Лариса: Специалисты по работе с семьей, психологи, медиаторы помогают найти и восстановить внутрисемейные отношения, помогают справиться с трудной жизненной ситуацией, решать конфликты и вырабатывать позитивные отношения в семье за счет семейного и социального окружения. Так, с помощью особой техники семейной гемограммы можно легко увидеть схему расширенной семьи в трех-четырех поколениях и ее влияние на детей как некоторое сценарное (паттерное) поведение (привычку действовать) старшего поколения. Хотелось бы подчеркнуть важность комплексного, системного и психологического подхода в работе с семьей, охватывающего всех окружающих родственников, где семья рассматривается как целостная система, участники которой связаны между собой и взаимно влияют друг на друга.


— Какие специалисты оказывают помощь?


Оксана: Психологи, профессиональные медиаторы, специалисты по работе с семьей и детьми, специалисты опеки и попечительства, педагоги и все, кто имеет отношение к направлению. За их профессионализм отвечает отдел поддержки семьи и детства в ИДПО. Мы обучаем их, проводя программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.


Например, в Институте есть программа повышения квалификации «Работа со случаем». В ней мы обучаем технологии работы со случаем: даем специалистам навык партнерского (субъект субъектного), индивидуального отношения ко всем членам семьи. Ребенок, подросток, человек с алкогольной или наркотической зависимостью — важно слышать его как личность и стимулировать его активное участие в процессе решения проблемы. Никто не должен оставаться в стороне. Мы учим этих специалистов, что нет универсального решения проблем: работа со случаем подразумевает индивидуальный подход.


— То есть любая московская семья или супружеская пара может обратится за помощью специалиста?


Оксана: Семьи получат не только поддержку, но и инструменты, которые помогут им самостоятельно справиться с ситуацией. Специалист в таких случаях играет роль куратора и направляющего на пути к партнерским отношениям в семье. Например, медиатор может помочь в выстраивании коммуникации с представителями разных поколений путем анализа — он может выявить сильные стороны, зоны развития, работать с которыми будут непосредственные участники процесса. Как только семья освоит эти инструменты, посредник больше не потребуется. В дальнейшем такой подход обеспечит человеку самостоятельное разрешение ситуаций.


— Все эти методики и инструменты специалисты получают в ИДПО?


Оксана: Да, отдел по поддержке семьи и детства ИДПО занимается развитием их профессиональных навыков и обучением новым технологиям по общению с семьями и детьми. Это наша непосредственная задача. Программы, которые мы создаем и проводим, — это залог высокого уровня компетенций специалистов и высокого уровня услуг, которые они оказывают москвичам.


— Что это за программы, на что они ориентированы?


Оксана: Программа «Выявление и профилактика семейного неблагополучия. Работа со случаем», которая учит специалистов индивидуальному подходу. Технологии медиации посвящена обучающая программа «Медиация в социальной сфере». Она помогает сформировать навык альтернативного разрешения конфликтов. Также в нашем арсенале есть программа «Психофизиологические особенности развития детского и подросткового возраста» — она о специфике развития и функционирования человека с учетом возрастных этапов и кризисов развития. Курс «Инструменты психолога» содержит в себе набор методического инструментария для психологической поддержки.


Эти образовательные продукты ИДПО помогают специалистам работать с проблемами в супружеских и детско-родительских отношениях, просвещать получателей услуг, повышать их информированность в области семейных взаимодействий.


Техники для разрешения конфликтных ситуаций


Используйте ценностные мотивации. Помните, зачем вы вступили в эти отношения, что и как вы в них находите. Помните, что у вашего партнера также есть свои причины. Все это в совокупности является поводом для здорового обсуждения любой ситуации.


Говорите только за себя. Используйте формулировки исключительно о своих эмоциях, чувствах и реакциях. Пример: «Я чувствую себя плохо, потому что ты сказал(а)…», «Мне неприятно, потому что ты…». Это помогает не переходить на личности в ситуациях недопонимания, избежать случайных обид и подозрений в духе: «Ты специально хотел(а) меня унизить!».


Разработайте гибкую систему правил. Это условный свод принципов и правил, которые семья принимает для себя. Разумеется, речь идет о демократической системе, которую можно изменять в зависимости от ситуации. Это касается домашних дел (выгула собаки, мытья посуды) и не только — например, личных границ. Это поможет эффективнее вступать во взаимодействие, уважать друг друга и быть более осознанными в моменте.


Лариса: В остальном же я рекомендую семьям проводить больше времени друг с другом в положительной обстановке. Встречи должны приносить пользу каждому члену семьи. Вместе думайте над решением общих проблем, предлагайте друг другу помощь и поддержку, особенно если вы родители.


Поделитесь постом в социальных сетях: