Как общаться, если ребенок не говорит? Рекомендации преподавателя Института ДПО Снежаны Танцюры

Главная | Личность | Как общаться, если ребенок не говорит? Рекомендации преподавателя Института ДПО Снежаны Танцюры

Янв 22 2020

У детей с ограниченными возможностями здоровья часто страдает речь. Родители беспокоятся, не понимают, как наладить контакт без слов. Они пытаются «разговаривать» с ребенком через его поведенческие реакции: выражение лица, движения, плач. Но этого недостаточно, чтобы маленький человек смог полностью выразить свои желания, потребности и чувства. Как помочь таким детям и их родным, рассказывает учитель-логопед Снежана Танцюра, кандидат педагогических наук, доцент Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы.


«Если у ребенка тяжелые речевые нарушения, можно и нужно использовать альтернативные средства коммуникации, — говорит Снежана Танцюра. — Появились методики, которые расширяют возможности общения: рисунки, пиктограммы, графические символы. Не надо переживать, что ребенок предпочтет картинки и совсем откажется от попыток говорить. В большинстве случаев они подстегивают к речи. Если же ребенок остается невербальным, альтернативные средства служат для самовыражения, расширения понимания речи».


ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:



  1. Делая что-нибудь вместе с ребенком, постоянно разговаривайте с ним. Старайтесь вызвать эмоциональное возбуждение, отклик.

  2. Используйте речевые и жестовые ритуалы: «Привет», «Пока». Все это нужно проговорить и помахать рукой.

  3. Старайтесь помогать ребенку «говорить» при общении. Можно использовать специальные карточки для обучения, картинки, фотографии. Для прогулок можно сделать «мобильную версию» — нанизать карточки на большое кольцо или брелок.

  4. Создайте специальное «речевое панно» в картинках — режим дня. Ребенок должен связать изображение с назначением слова: пирамидка на картинке — идем заниматься, кровать — идем спать.

  5. Карточками можно обозначать не только предметы, но и различные действия, а также пожелания. Например, «дай», «вижу», «хочу».

  6. Посоветовать и подобрать способы коммуникации вам помогут специалисты — логопед, дефектолог. Но это возможно только в атмосфере доверия и сотрудничества.



ОБЩАТЬСЯ — ЭТО ПРОСТО!


Обучение технологиям альтернативной коммуникации — одна из наиболее востребованных программ Института ДПО. Авторский курс, разработанный Снежаной Танцюрой для воспитателей, логопедов, дефектологов и педагогов-психологов, называется «Общаться — это просто! Альтернативные средства коммуникации». В основе программы — опыт работы специалистов Центров содействия семейному воспитанию «Лесной» и «Юнона», Адамийского психоневрологического дома-интерната. А еще он изложен в книгах:


«Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ»

«Азбука общения. Коррекционно-развивающая программа по альтернативной коммуникации»



Записаться на курс «Общаться — это просто!

Альтернативные средства коммуникации» можно по телефонам +7 495 607 — 27 — 51, +7 495 607 — 27 — 11.



Поделитесь постом в социальных сетях: