Июн 17 2021

На YouTube-канале ИДПО состоялась онлайн-конференция «Образованию все возрасты покорны: зачем и как обучать старшее поколение», посвященная теме разработки образовательных программ для людей 50+. Встреча, в которой приняли участие более 400 человек, была организована Институтом совместно с проектом «Московское долголетие» в рамках 12-й конференции Консорциума Международной ассоциации дополнительного профессионального образования.
Изменение продолжительности жизни влечет за собой глобальную перестройку множества отраслей. Старшее поколение задаёт новые тренды – эти люди активны, амбициозны и общительны. Многие хотят продолжать работать или находят новые увлечения. И обучение — важнейшая часть воплощения их амбиций в жизнь. При этом рынок не предлагает большого разнообразия образовательных продуктов для людей 50+.
Онлайн-конференция «Образованию все возрасты покорны: зачем и как обучать старшее поколение» была организована, чтобы спикеры, задействованные в успешных кейсах по обучению людей 50+, поделились своим опытом и экспертизой. Забегая вперед скажем, что встреча завершилась договоренностью ИДПО, проекта «Московское долголетие» и МГПУ объединить усилия по подготовке специалистов в области образования старшего поколения.
Перемены на наших глазах
Образовательные программы для людей старшего возраста имеют свои особенности. Например, необходимо учитывать специфику восприятия слушателей этой категории. О том, как это реализовано в самом крупном в Европе образовательном, досуговом и оздоровительном проекте «Московское долголетие» рассказал Григорий Барухов, директор ГКУ «Ресурсный центр развития социальных коммуникаций».
Григорий рассказал зрителям, что за время работы проект «Московское долголетие» существенно изменил и продолжает менять паттерны поведения пожилых москвичей. Так образовательные программы стали наиболее приоритетными – их выбирают 70% участников проекта. Это позволило выделить определенное требование к разработке программ – андрагогические подходы в подаче информации. Во время своего выступления Григорий презентовал запуск обучающего курса «Московское долголетие. Технологии обучения старшего поколения», разработанного ИДПО по инициативе дирекции «Московского долголетия». Он рассчитан на преподавателей проекта и включает в себя всю выявленную специфику обучения старшего поколения.
О методиках и современных подходах к обучению «новых старших» подробно рассказала Валерия Мерзлякова, руководитель отдела дистанционного и электронного обучения ИДПО. Валерия коснулась важной темы подачи и педагогического дизайна в формате life-long learning. Данные о мотивации участников проекта «Московское долголетие» наглядно показывают, что большая их часть заинтересована в процессе общения и взаимодействия, в том, как им подают материал, как он адаптирован под их жизненный опыт и восприятие. Эти данные, а также когнитивные изменения старшего поколения определяют дальнейшую работу.
Валерия выделила следующие особенности проектирования образовательных продуктов для людей старшего поколения:
- отказ от мультизадачности;
- увеличение времени для подготовки ответов на вопросы, обработки и запоминания информации;
- уменьшение времени занятий.
«Принципиальных отличий от обучения других категорий людей нет. Новые форматы для обучения старшего поколения пока не нужны, с развитием новых технологий они будут добавляться, но в рамках общего тренда. Да, когнитивные функции с возрастом незначительно ухудшаются, но это можно учитывать на стадии проектирования образовательного пути. Зато улучшаются языковые навыки и способность решать нестандартные задачи. Да и личностные особенности группы влияют сильнее, чем возраст», — считает Валерия.
Профессионал – это звучит гордо
Проект «Серебряный университет» — это успешный пример академического образования старшего поколения, который отвечает всем требованиям концепции непрерывного обучения. О развитии квалификаций, профессиональной переподготовке и программах, повышающих качество жизни, рассказала в своем выступлении Марина Шалашова, доктор педагогических наук, профессор, директор Института непрерывного развития МГПУ.
«Серебряный университет» стал площадкой межпоколенческого взаимодействия – старшее поколение активно общается с молодежью, они взаимно обогащают опыт друг друга, учат друг друга новому. Марина поделилась данными о том, что запрос на образовательные программы у «старшей» аудитории был огромный — спустя неделю после открытия университет получил более 10 000 заявок. Это колоссальная цифра, отражающая интерес и желание учиться этой категории граждан. Всего за время с начала существования проекта было обучено 19 360 человек.
Подвела итог темы образования и рассказала о практиках трудоустройства старшего поколения Анастасия Лазибная, основатель и руководитель портала «Баба-Деда» и проекта «Компании для всех возрастов». Она выделила главную проблему занятости старшего поколения — невостребованность предлагаемой работы среди них. У этих людей есть свои установки, которые формирует их выбор вакансий, а у работодателей есть свой запрос. В итоге выходит так, что человек, прошедший профессиональную переподготовку, не выходит на работу по специальности. Получается, что ресурсы и время на его обучение были затрачены зря. Возможный выход – создание бизнес-инкубаторов и развитие малого бизнеса, который будет создавать новые рабочие места.
В конце встречи состоялась импровизированная дискуссия – спикеры обсудили перспективы профессионального образования и трудоустройства «новых старших», систему практической отработки навыков и отбора слушателей, пандемию как глобальный вызов для образования.
Общий вывод показал, что концепция непрерывного образования – это глобальный, общемировой и несомненно позитивный тренд развития общества. И важно отметить, что ИДПО совместно с партнерскими проектами в Москве находится на передовой знаний этой перспективной и многообещающей отрасли.
Запись конференции доступна на YouTube-канале ИДПО по ссылке.