Общая характеристика кафедры

Кафедра социального управления и экономики создана по решению Ученого совета Института (протокол 7 от 26.08.2014 г.) 1 сентября.2014 года путем слияния двух кафедр: социальной политики и социального управления и экономики в социальной сфере, является одним из структурных подразделений Государственного автономного учреждения города Москвы Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Открытие кафедры вызвано высоким спросом на профессионалов – руководителей учреждений социального обслуживания, что объясняется переходом к рыночной экономике и необходимостью подготовки руководителей социальной сферы нового типа, владеющих технологиями и методиками управления современным социальным обслуживанием населения и новыми технологиями управления.

Кафедра обеспечивает эффективную реализацию программ дополнительного профессионального образования, учебно-педагогических, организационно-методических, научно-исследовательских и информационно-аналитических задач переподготовки и повышения квалификации специалистов в области теории и практики управления социальной работой, развитием учреждений социальной защиты населения города Москвы. В рамках дополнительного профессионального образования она является выпускающей кафедрой по программам «Государственное и муниципальное управление в социальной сфере», «Менеджер социальной сферы», «Актуальные вопросы управления в социальной сфере», «Бухгалтерский учет и аудит в бюджетных учреждениях», других программ согласно Перечня лицензированных образовательных программ на основании лицензии № 0573 от 19.02.2013г. (серии 90Л01 № 0000584) Федерального агентства в сфере образования.

Концептуальной миссией кафедры является переподготовка и повышение квалификации высококвалифицированных руководителей, специалистов социальной работы для учреждений не только Департамента труда и социальной защиты населения, но и учреждений социальной сферы региона, обладающих значительным объемом современных знаний и профессиональных навыков в области управления социальной работой, менеджмента организаций. Кафедра развивается как структурное подразделение ведущего современного регионального учебно-образовательного комплекса в сфере дополнительного профессионального образования для учреждений и организаций социальной сферы столицы.

Свою деятельность кафедра осуществляет в строгом соответствии с законами и другими нормативными актами Российской Федерации, приказами Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы, Положениями Института и в своей деятельности руководствуется локальными нормативными актами, определяющими формы и методы ее работы.

На кафедре создаются индивидуальные и коллективные научные работы, учебники и учебно-методические пособия, аналитические материалы, а также проводятся научно-теоретические и прикладные исследования, в том числе в процессе подготовки выпускных квалификационных работ слушателей.

В период деятельности двух кафедр, до слияния и создания кафедры социального управления и экономики профессорско-преподавательским составом подготовлены учебные программы и учебно-методические комплексы по преподаваемым учебным дисциплинам. Это позволяет постоянно обновлять и актуализировать программы и учебные планы, содержание учебного процесса, усиливать их практическую направленность и обеспечивать взаимосвязь теоретической и прикладной подготовки слушателей.

В структуре института кафедра функционирует и развивается как творческое сообщество ученых и педагогов единой научной школы управления, объединенных общим видением необходимости рыночных преобразований в России и решения конкретных задач модернизации учреждений социального обслуживания. На кафедре работают 11 преподавателей, из них 8– штатные, 3 внештатных преподавателя (5 докторов и 6 кандидатов наук). Кадровый потенциал кафедры: доктора наук, профессора Прохорова О.Г., Климантова Г.И., Маяцкая И.Н., Тупицына И.Н., Гембаренко В.И. кандидаты наук Анисимова С.А., Бесштанько А.В., Никонова О.В., Прохоров А.В., Стрельникова Н.Н., Шелковин И.Д. Все преподаватели владеют современными методами преподавания. Профессорско-преподавательский состав постоянно повышает свою квалификацию. Наиболее широко в работе со слушателями используются интерактивные формы занятий – презентационные лекции, тренинги, анализ конкретных ситуаций, дискуссии по актуальным проблемам, «круглые столы», деловые игры, мозговые атаки, тестирование.

Основные направления научных исследований: управление учреждениями социального обслуживания; формирование и развитие социальной инфраструктуры; формирование и развитие интеллектуального капитала современного руководителя, совершенствование теории и практики управления социальной работой, экономика и управление сферой услуг, маркетинг и система качества рынка социальных услуг.

Кафедра, являясь составной частью Института, активно участвует в подготовке и внедрении инновационной организации управления социальной работой на различных уровнях, принимает участие в международном и межрегиональном сотрудничестве. Кафедра стремится к повышению качества образования, его тесной связи с передовой социальной практикой, повышению привлекательности кафедры и Института в целом для всех столичных и региональных заинтересованных лиц. На кафедре созданы условия для непрерывного обучения и повышения квалификации выпускников в течение всей жизни, когда слушатели и выпускники кафедры выступают не простыми потребителями образовательных услуг, а партнерами и сотоварищами по управлению процессом получения образования.

Основные конкурентные преимущества кафедры:

· Хорошее знание текущих и перспективных нужд потребителей дополнительных профессиональных образовательных услуг – учреждений социального обслуживания различных типов, профилей и уровней.

· Учет особенностей переподготовки специалистов высшей квалификации, имеющих опыт работы в учреждениях социального обслуживания, исполнительных органах власти.

· Применение современных технологий обучения, способствующих формированию, пополнению, обновлению и совершенствованию знаний, навыков и умений слушателей.

· Накопленный коллективом кафедры большой научный и учебно-методический потенциал реализуется при решении учебных, научных и практических социальных проблем.

· Лидирующие позиции кафедры в подготовке и издании разнообразной учебной и учебно-методической литературы для обеспечения учебного процесса.

При разработке концепции развития кафедры учитывались три взаимообусловленных аспекта, определяющих её цели, принципы и направления деятельности, организацию и методы решения конкретных учебных, научно-исследовательских и методических задач:

1. тенденции организационного и социально-экономического развития учреждений социальной сферы в рыночных условиях;

2. потребности учреждений системы труда и социальной защиты населения, специалистов и руководителей социальной сферы в повышении эффективности оказания социальных услуг;

3. стратегии развития Института, который является одним из лучших учебных заведений столицы и страны, выполняющии задачи дополнительного профессионального образования.

II. Цели и задачи кафедры на перспективу

Основная цель кафедры — удовлетворение возрастающего спроса на переподготовку современных руководителей, специалистов финансово-экономического профиля и охраны труда, владеющих знаниями, навыками и умениями эффективного управления социальной работой и способными применять их в процессе формирования и реализации в организациях социальной сферы разного уровня, создания соответствующих механизмов для устойчивого социально-экономического развития региона и социальных учреждений. Данная цель может быть достигнута на основе:

· совершенствования интеллектуального потенциала кафедры и Института, развития научно-исследовательской базы, повышения профессионализма профессорско-преподавательского состава;

· внедрения инновационных методов организации учебного процесса, применения прогрессивных образовательных технологий;

· подготовки аспирантов по новым и перспективным научным направлениям, имеющим существенное значение для теории и практики социального управления;

· формирования и реализации кооперации со стратегическими партнерами.

Реализация указанной цели развития кафедры обеспечивается решением учебной, учебно-методической, научно-исследовательской задач:

В учебной работе

Диверсификация деятельности кафедры, развитие новых направлений и видов обучения, имеющих повышенный спрос на рынке дополнительных профессиональных образовательных услуг, краткосрочных курсов, целенаправленной подготовки кадрового потенциала органов власти и учреждений социальной сферы.

Разработка и внедрение современных учебных технологий, совершенствование содержания и методов преподавания, внедрение новых форм обучения.

Создание на кафедре постоянно действующих рабочих групп, осуществляющих мониторинг и совершенствование отдельных учебных блоков.

Совершенствование процедуры текущего и рубежного контроля через опросы и анкетирование слушателей, а также внедрение системы тестирования в учебный процесс.

Повышение ответственности слушателей за качество подготавливаемых и защищаемых выпускных аттестационных работ.

Развитие сайта кафедры, размещение на нем учебно-методических материалов, позволяющих проводить обучение, сочетая занятия в аудиториях с дистанционным обучением.

Высокая интенсивность обучения в сочетании с доброжелательностью и толерантностью обучающих к обучаемым, максимальному снижению психологической напряженности, стрессов при контроле знаний.

Повышение эффективности взаимодействия кафедры с другими кафедрами Института и внешними организациями.

Дальнейшее развитие учебного процесса предполагает совершенствование его научно-методического обеспечения, что связано с реализацией следующих направлений:

разработка учебно-методических комплексов и электронных учебников по дисциплинам кафедры;

создание и совершенствование компьютерных технологий обучения, в том числе Internet-технологий, формирование образовательного портала по направлению деятельности кафедры;

применение современных лицензионных программных продуктов;

адаптация и использование современных технологий группового обучения (модерации, фасилитации и др.), технологий обучения в малых группах (конверсаторий), кейсов и деловых игр;

разработка электронной информационной базы по дисциплинам кафедры и методике ее использования в процессе самостоятельной работы слушателей, внедрения дистанционных технологий обучения.

Цель научно-исследовательской работы — повышение конкурентоспособности кафедры как ведущей научно-педагогической школы в сфере теории и практики управления социальной работой.

Кафедра для достижения данной цели решает следующие перспективные задачи:

— привлекает к работе на кафедре известных ученых, ведущих руководителей и специалистов, государственных служащих, руководителей среднего и высшего звена Департамента труда и социальной защиты населения;

— формирует научные сообщества слушателей для работы над актуальными управленческими вопросами;

— организует выступления с научными концептуальными инициативами;

— способствует регулярным выступлениям специалистов кафедры с публикациями, соответствующих высоким научным требованиям, в ведущих средствах массовой информации федерального и регионального уровня, участию в публичных научных дискуссиях, общероссийских, региональных, международных конференциях, семинарах;

— развивает и совершенствует издательскую деятельность кафедры, способствуя публикации индивидуальных и коллективных монографий, брошюр, сборников по актуальной социально-экономической тематике, привлекает ведущих специалистов к участию в коллективных монографических изданиях;

— ежегодно проводит конференции, совещания, семинары, научно-практические дискуссии, методологические семинары, «круглые столы» для обсуждения актуальных научно-практических социальных проблем с приглашением выпускников кафедры;

— ведет необходимую работу с аспирантами, в число которых входят практические работники и руководители социальной сферы, что позволяет актуализировать научно-исследовательскую проблематику применительно к теории и практике социального управления и экономики;

— формирует устойчивые научные связи с базовыми учреждениями региона;

— развивает кадровый потенциал кафедры, стимулирование повышения квалификации, омоложение кадров;

— разрабатывает научные темы и концепции: стратегический менеджмент в социальной работе; управление социальными инновациями и инновационной деятельностью; проблем эффективной финансово-экономической деятельности, корпоративная модель социальной сферы.

— готовит к изданию и переизданию учебники и учебные пособия Менеджмент социальной работы», «Управление социальной работой», «Организация, управление и администрирование в социальной сфере», «Финансово-экономическая деятельность учреждения социального обслуживания», «Охрана труда в учреждении социальной защиты населения». Подготовка к переизданию получивших широкое признание учебников «Семьеведение» и «Безопасность жизнедеятельности», «Правовое обеспечение социальной работы»;

— проводит работу с опытно-экспериментальными площадками учреждений социальной защиты населения.

III. Принципы развития кафедры:

· открытость структуры, планов, стратегии развития;

· технологичность методов, инструментов, способов и процедур осуществления учебной, учебно-методической, организационной и научной деятельности;

· корпоративность — создание духа единой команды, разделяющей цели и идеологию кафедры на основе закрепления и развития традиций и социальных ценностей, что способствует сопричастности общему делу, укреплению имиджа, удовлетворенности выполняемой работой и повышению ее эффективности;

· интеграция, то есть создание вокруг кафедры системы коммуникационных связей, вовлечение в орбиту интересов кафедры известных ученых, депутатов законодательных органов, представителей исполнительных органов власти, руководителей социальных учреждений и выпускников кафедры;

· непрерывность обучения через постоянную систему повышения квалификации, когда связь с выпускником не заканчивается получением диплома, а предполагаются последующие творческие и деловые контакты выпускников с кафедрой;

· разнообразие форм и методов обучения, предполагающее их непрерывное пополнение и обновление;

· осуществление обратной связи на основе оценки полученных знаний и навыков путем анкетирования, проведения конференций, привлечения выпускников к научной и учебно-методической работе кафедры;

· развитие имеющихся конкурентных преимуществ и приобретение новых трудовых навыков на основе непрерывной оценки образовательного пространства.

IV. Основные функции кафедры:

· учебно-педагогическая – участие в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов системы труда и социальной защиты населения города Москвы, с их ориентацией на обеспечение эффективного управления и использования методов и технологий современной социальной работы;

· учебно-методическая – распространение знаний в области науки и практики управления социальной работой путем подготовки и издания, в том числе в сети Интернет, учебно-методической и научной литературы, а также осуществление методологической и методической помощи руководителям социальных учреждений ДТСЗН Москвы, развитие всесторонних связей кафедры с родственными учреждениями дополнительного профессионального образования в стране и за рубежом;

· научно-педагогическая – переподготовка и повышение квалификации кадров системы труда и социальной защиты, учреждений социальной сферы, апробация новых идей;

· научно-исследовательская – проведение исследований и опытно-экспериментальной работы по проблемам организации оказания социальных услуг, развития и трансформации социальных систем и государственного регулирования соответствующих отношений и процессов, публикация итогов исследований в научных социальных журналах, выступления ученых кафедры с докладами и сообщениями на международных, общероссийских, региональных, отраслевых и иных научно-практических конференциях, форумах;

· организационно-методическая – совершенствование интеллектуального потенциала и постоянное повышение квалификации сотрудников кафедры, в соответствии с тенденциями современного развития социальных наук, включая стажировки профессоров и преподавателей в органах федеральной и региональной государственной власти, в научных и социальных организациях страны и за рубежом, обучение в специализированных центрах повышения квалификации преподавателей;

· информационно-аналитическая – анализ социальной стратегии, методов, инструментов, эффективности социальных систем и процессов в столице и подготовка на этой основе аналитических записок, докладов, а также выступления на курсах Института, проведение индивидуальных консультаций для студентов и аспирантов;

· экспертная и консультационная – оказание помощи руководителям и социальным работникам, региональным и муниципальным органам власти при оценке социально-экономических последствий управленческих решений в области социального развития муниципальных образований, участие в работе научно-экспертных советов, комиссий и профильных комитетов государственных структур, выполнение экспертиз различных проектов и программ по заказам Правительства Москвы и Департамента социальной защиты населения, консультирование по проблемам выбора стратегии, управления развитием учреждений и организаций ДСЗН.

V. Механизмы реализации целей и задач:

Для реализации стратегических целей кафедры предстоит сохранить и приумножить престиж научно-педагогической и социально-управленческой школы кафедры, нарастить интеллектуально-творческий потенциал преподавателей и сотрудничающих с кафедрой специалистов с тем, чтобы вести научные и педагогические изыскания по актуальному спектру направлений на междисциплинарной основе. В ближайшие годы предстоит расширить тематику кафедральных методологических семинаров, в том числе выездных – на опытно-экспериментальных площадках.

Главное направление работы – развитие трудовых навыков сотрудников для обеспечения дальнейшего повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и методического персонала кафедры, увеличение преподавательского состава за счет привлечения молодых специалистов. Необходимо также шире привлекать к научно-исследовательской и издательской деятельности кафедры выпускников Института, представителей других учебных и научных центров. Следует оптимизировать процессы мотивации и стимулирования в достижении целей развития кафедры. В ближайшие годы предстоит повысить компетенцию профессорско-преподавательского состава за счет стажировок и различных форм повышения квалификации, а также участия в бизнес-проектах федерального, регионального и муниципального уровней.

Предстоит развить организационно-социальный и научно-педагогический капитал кафедры, включая ее внутрикафедральный менеджмент, новые программы, передовые формы обучения, ноу-хау учебной и научной деятельности, организационную культуру и позитивный психологический климат в коллективе. Особый акцент предстоит сделать на широкое общественное признание и аттестацию учебной продукции кафедры.

Тренинги, деловые игры, круглые столы и другие интерактивные формы обучения весьма популярны у слушателей, особенно очной, очно-заочной дистантной форм обучения. Цель кафедры — увеличить их долю в учебном процессе, как минимум в два раза. Целесообразно шире практиковать стажировки слушателей и преподавателей для изучения передового (вдохновляющего) опыта управления социальной работой.

Существенным направлением развития кафедры является дальнейшее развитие на постоянной основе связей с выпускниками кафедры, партнерами по научной и педагогической деятельности. Необходимо существенно активизировать коммуникативную деятельность кафедры, в том числе с использованием интерактивных форм взаимодействия в сети Интернет.