Общая характеристика кафедры

Кафедра социального управления и экономики создана по решению Ученого совета Института (протокол 7 от 26.08.2014 г.) 1 сентября 2014 года путем слияния двух кафедр: социальной политики и социального управления и экономики в социальной сфере, является одним из структурных подразделений Государственного автономного учреждения города Москвы Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Открытие кафедры вызвано высоким спросом на профессионалов – руководителей организаций социального обслуживания, что объясняется переходом к рыночной экономике и необходимостью подготовки руководителей социальной сферы нового типа, владеющих технологиями и методиками управления современным социальным обслуживанием населения и новыми технологиями управления.

Кафедра обеспечивает эффективную реализацию программ дополнительного профессионального образования, учебно-педагогических, организационно-методических, научно-исследовательских и информационно-аналитических задач переподготовки и повышения квалификации специалистов в области теории и практики управления социальной работой, развитием учреждений социальной защиты населения города Москвы. В рамках дополнительного профессионального образования она является ведущей кафедрой по программам «Государственное и муниципальное управление в социальной сфере», «Эффективный руководитель», «Актуальные вопросы управления в социальной сфере», «Бухгалтерский учет и аудит в бюджетных учреждениях», «Управление государственными и муниципальными закупками» других программ согласно Перечня лицензированных образовательных программ.

Концептуальной миссией кафедры является переподготовка и повышение квалификации высококвалифицированных руководителей, специалистов социальной работы для учреждений не только Департамента труда и социальной защиты населения, но и организаций социальной сферы региона, обладающих значительным объемом современных знаний и профессиональных навыков в области управления социальной работой, менеджмента организаций. Кафедра развивается как структурное подразделение ведущего современного регионального учебно-образовательного комплекса в сфере дополнительного профессионального образования для учреждений и организаций социальной сферы столицы.

Свою деятельность кафедра осуществляет в строгом соответствии с законами и другими нормативными актами Российской Федерации, приказами Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы, Положениями Института и в своей деятельности руководствуется локальными нормативными актами, определяющими формы и методы ее работы.

На кафедре создаются индивидуальные и коллективные научные работы, учебники и учебно-методические пособия, аналитические материалы, а также проводятся научно-теоретические и прикладные исследования, в том числе в процессе подготовки выпускных аттестационных и квалификационных работ слушателей.

В структуре Института кафедра функционирует и развивается как творческое сообщество ученых и педагогов единой научной школы управления, объединенных общим видением необходимости рыночных преобразований в России и решения конкретных задач модернизации организаций социального обслуживания. На кафедре работают 11 преподавателей, из них 8– штатные, 3 внештатных преподавателя (3 доктора и 7 кандидатов наук). Кадровый потенциал кафедры: доктора наук, профессора: Климантова Г.И., Маяцкая И.Н., Зберовский А.В.; кандидаты наук: Анисимова С.А., Антропов М.С., Никонова О.В., Грачева О.Е., Попов П.В., Риттер О.К., Харламов С.В., без степени: Липина А.И. Все преподаватели владеют современными методами преподавания. Профессорско-преподавательский состав постоянно повышает свою квалификацию. Наиболее широко в работе со слушателями используются интерактивные формы занятий – тренинги, анализ конкретных ситуаций, дискуссии по актуальным проблемам, деловые и ролевые игры, мозговые атаки, тестирование.

Основные направления научных исследований: управление организациями социального обслуживания; формирование и развитие социальной инфраструктуры; формирование и развитие интеллектуального капитала современного руководителя, совершенствование теории и практики управления социальной работой, экономика и управление сферой услуг, маркетинг и система качества рынка социальных услуг.

Кафедра, являясь составной частью Института, активно участвует в подготовке и внедрении инновационной организации управления социальной работой на различных уровнях, принимает участие в международном и межрегиональном сотрудничестве. Кафедра стремится к повышению качества образования, его тесной связи с передовой социальной практикой, повышению привлекательности кафедры и Института в целом для всех столичных и региональных заинтересованных лиц. На кафедре созданы условия для непрерывного обучения и повышения квалификации выпускников в течение всей жизни, когда слушатели и выпускники кафедры выступают не простыми потребителями образовательных услуг, а партнерами и сотоварищами по управлению процессом получения образования.

Основные конкурентные преимущества кафедры:

· Хорошее знание текущих и перспективных нужд потребителей дополнительных профессиональных образовательных услуг – организаций социального обслуживания различных типов, профилей и уровней.

· Учет особенностей переподготовки специалистов высшей квалификации, имеющих опыт работы в организациях социального обслуживания, исполнительных органах власти.

· Применение современных технологий обучения, способствующих формированию, пополнению, обновлению и совершенствованию знаний, навыков и умений слушателей.

· Накопленный коллективом кафедры большой научный и учебно-методический потенциал реализуется при решении учебных, научных и практических социальных проблем.

· Лидирующие позиции кафедры в подготовке и издании разнообразной учебной и учебно-методической литературы для обеспечения учебного процесса.

При разработке концепции развития кафедры учитывались три взаимообусловленных аспекта, определяющих её цели, принципы и направления деятельности, организацию и методы решения конкретных учебных, научно-исследовательских и методических задач:

1. тенденции организационного и социально-экономического развития организаций социальной сферы в рыночных условиях;

2. потребности организаций системы труда и социальной защиты населения, специалистов и руководителей социальной сферы в повышении эффективности оказания социальных услуг;

3. стратегии развития Института, который является одним из лучших учебных заведений столицы и страны, выполняющии задачи дополнительного профессионального образования.

II. Цели и задачи кафедры на перспективу

Основная цель кафедры — удовлетворение возрастающего спроса на переподготовку современных руководителей, специалистов финансово-экономического профиля и охраны труда, владеющих знаниями, навыками и умениями эффективного управления социальной работой и способными применять их в процессе формирования и реализации в организациях социальной сферы разного уровня, создания соответствующих механизмов для устойчивого социально-экономического развития региона и социальных учреждений. Данная цель может быть достигнута на основе:

· совершенствования интеллектуального потенциала кафедры и Института, развития научно-исследовательской базы, повышения профессионализма профессорско-преподавательского состава;

· внедрения инновационных методов организации учебного процесса, применения прогрессивных образовательных технологий;

· подготовки аспирантов по новым и перспективным научным направлениям, имеющим существенное значение для теории и практики социального управления;

· формирования и реализации кооперации со стратегическими партнерами.

Реализация указанной цели развития кафедры обеспечивается решением учебной, учебно-методической, научно-исследовательской задач:

В учебной работе

· Диверсификация деятельности кафедры, развитие новых направлений и видов обучения, имеющих повышенный спрос на рынке дополнительных профессиональных образовательных услуг, краткосрочных курсов, целенаправленной подготовки кадрового потенциала органов власти и организаций социальной сферы.

· Разработка и внедрение современных учебных технологий, совершенствование содержания и методов преподавания, внедрение новых форм обучения.

· Создание на кафедре постоянно действующих рабочих групп, осуществляющих мониторинг и совершенствование отдельных учебных блоков.

· Совершенствование процедуры текущего и рубежного контроля через опросы и анкетирование слушателей, а также внедрение системы тестирования в учебный процесс.

· Повышение ответственности слушателей за качество подготавливаемых и защищаемых выпускных аттестационных работ.

· Развитие сайта кафедры, размещение на нем учебно-методических материалов, позволяющих проводить обучение, сочетая занятия в аудиториях с дистанционным обучением.

· Высокая интенсивность обучения в сочетании с доброжелательностью и толерантностью обучающих к обучаемым, максимальному снижению психологической напряженности, стрессов при контроле знаний.

· Повышение эффективности взаимодействия кафедры с другими кафедрами Института и внешними организациями.

· Дальнейшее развитие учебного процесса предполагает совершенствование его научно-методического обеспечения, что связано с реализацией следующих направлений:

· Разработка учебно-методических комплексов и электронных учебников по дисциплинам кафедры;

· Создание и совершенствование компьютерных технологий обучения, в том числе Internet-технологий, формирование образовательного портала по направлению деятельности кафедры;

· Применение современных лицензионных программных продуктов;

· Адаптация и использование современных технологий группового обучения (модерации, фасилитации и др.), технологий обучения в малых группах (конверсаторий), кейсов и деловых игр;

· Разработка электронной информационной базы по дисциплинам кафедры и методике ее использования в процессе самостоятельной работы слушателей, внедрения дистанционных технологий обучения.

Цель научно-исследовательской работы — повышение конкурентоспособности кафедры как ведущей научно-педагогической школы в сфере теории и практики управления социальной работой.

Кафедра для достижения данной цели решает следующие перспективные задачи:

— привлекает к работе на кафедре известных ученых, ведущих руководителей и специалистов, государственных служащих, руководителей среднего и высшего звена Департамента труда и социальной защиты населения;

— формирует научные сообщества слушателей для работы над актуальными управленческими вопросами;

— организует выступления с научными концептуальными инициативами;

— способствует регулярным выступлениям специалистов кафедры с публикациями, соответствующих высоким научным требованиям, в ведущих средствах массовой информации федерального и регионального уровня, участию в публичных научных дискуссиях, общероссийских, региональных, международных конференциях, семинарах;

— развивает и совершенствует издательскую деятельность кафедры, способствуя публикации индивидуальных и коллективных монографий, брошюр, сборников по актуальной социально-экономической тематике, привлекает ведущих специалистов к участию в коллективных монографических изданиях;

— ежегодно проводит конференции, совещания, семинары, научно-практические дискуссии, методологические семинары, «круглые столы» для обсуждения актуальных научно-практических социальных проблем с приглашением выпускников кафедры;

— ведет необходимую работу с аспирантами, в число которых входят практические работники и руководители социальной сферы, что позволяет актуализировать научно-исследовательскую проблематику применительно к теории и практике социального управления и экономики;

— формирует устойчивые научные связи с базовыми учреждениями региона;

— развивает кадровый потенциал кафедры, стимулирование повышения квалификации, омоложение кадров;

— разрабатывает научные темы и концепции: стратегический менеджмент в социальной работе; управление социальными инновациями и инновационной деятельностью; проблем эффективной финансово-экономической деятельности, корпоративная модель социальной сферы.

— готовит к изданию и переизданию учебники и учебные пособия «Менеджмент социальной работы», «Управление социальной работой», «Организация, управление и администрирование в социальной сфере», «Финансово-экономическая деятельность учреждения социального обслуживания», «Охрана труда в учреждении социальной защиты населения». Подготовка к переизданию получивших широкое признание учебников «Семьеведение» и «Правовое обеспечение социальной работы»;

— проводит работу с опытно-экспериментальными площадками организаций социальной защиты населения.

III. Принципы развития кафедры:

· открытость структуры, планов, стратегии развития;

· технологичность методов, инструментов, способов и процедур осуществления учебной, учебно-методической, организационной и научной деятельности;

· корпоративность — создание духа единой команды, разделяющей цели и идеологию кафедры на основе закрепления и развития традиций и социальных ценностей, что способствует сопричастности общему делу, укреплению имиджа, удовлетворенности выполняемой работой и повышению ее эффективности;

· интеграция, то есть создание вокруг кафедры системы коммуникационных связей, вовлечение в орбиту интересов кафедры известных ученых, депутатов законодательных органов, представителей исполнительных органов власти, руководителей социальных учреждений и выпускников кафедры;

· непрерывность обучения через постоянную систему повышения квалификации, когда связь с выпускником не заканчивается получением диплома, а предполагаются последующие творческие и деловые контакты выпускников с кафедрой;

· разнообразие форм и методов обучения, предполагающее их непрерывное пополнение и обновление;

· осуществление обратной связи на основе оценки полученных знаний и навыков путем анкетирования, проведения конференций, привлечения выпускников к научной и учебно-методической работе кафедры;

· развитие имеющихся конкурентных преимуществ и приобретение новых трудовых навыков на основе непрерывной оценки образовательного пространства.

IV. Основные функции кафедры:

· учебно-педагогическая – участие в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов системы труда и социальной защиты населения города Москвы, с их ориентацией на обеспечение эффективного управления и использования методов и технологий современной социальной работы;

· учебно-методическая – распространение знаний в области науки и практики управления социальной работой путем подготовки и издания, в том числе в сети Интернет, учебно-методической и научной литературы, а также осуществление методологической и методической помощи руководителям социальных организаций ДТСЗН Москвы, развитие всесторонних связей кафедры с родственными учреждениями дополнительного профессионального образования в стране и за рубежом;

· научно-педагогическая – переподготовка и повышение квалификации кадров системы труда и социальной защиты, учреждений социальной сферы, апробация новых идей;

· научно-исследовательская – проведение исследований и опытно-экспериментальной работы по проблемам организации оказания социальных услуг, развития и трансформации социальных систем и государственного регулирования соответствующих отношений и процессов, публикация итогов исследований в научных социальных журналах, выступления ученых кафедры с докладами и сообщениями на международных, общероссийских, региональных, отраслевых и иных научно-практических конференциях, форумах;

· организационно-методическая – совершенствование интеллектуального потенциала и постоянное повышение квалификации сотрудников кафедры, в соответствии с тенденциями современного развития социальных наук, включая стажировки профессоров и преподавателей в органах федеральной и региональной государственной власти, в научных и социальных организациях страны и за рубежом, обучение в специализированных центрах повышения квалификации преподавателей;

· информационно-аналитическая – анализ социальной стратегии, методов, инструментов, эффективности социальных систем и процессов в столице и подготовка на этой основе аналитических записок, докладов, а также выступления на курсах Института, проведение индивидуальных консультаций для студентов и аспирантов;

· экспертная и консультационная – оказание помощи руководителям и социальным работникам, региональным и муниципальным органам власти при оценке социально-экономических последствий управленческих решений в области социального развития муниципальных образований, участие в работе научно-экспертных советов, комиссий и профильных комитетов государственных структур, выполнение экспертиз различных проектов и программ по заказам Правительства Москвы и Департамента труда и социальной защиты населения, консультирование по проблемам выбора стратегии, управления развитием организаций ДТСЗН.

V. Механизмы реализации целей и задач:

Для реализации стратегических целей кафедры предстоит сохранить и приумножить престиж научно-педагогической и социально-управленческой школы кафедры, нарастить интеллектуально-творческий потенциал преподавателей и сотрудничающих с кафедрой специалистов с тем, чтобы вести научные и педагогические изыскания по актуальному спектру направлений на междисциплинарной основе. В ближайшие годы предстоит расширить тематику кафедральных методологических семинаров, в том числе выездных – на опытно-экспериментальных площадках.

Главное направление работы – развитие трудовых навыков сотрудников для обеспечения дальнейшего повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и методического персонала кафедры, увеличение преподавательского состава за счет привлечения молодых специалистов. Необходимо также шире привлекать к научно-исследовательской и издательской деятельности кафедры выпускников Института, представителей других учебных и научных центров. Следует оптимизировать процессы мотивации и стимулирования в достижении целей развития кафедры. В ближайшие годы предстоит повысить компетенцию профессорско-преподавательского состава за счет стажировок и различных форм повышения квалификации, а также участия в бизнес-проектах федерального, регионального и муниципального уровней.

Предстоит развить организационно-социальный и научно-педагогический капитал кафедры, включая ее внутрикафедральный менеджмент, новые программы, передовые формы обучения, ноу-хау учебной и научной деятельности, организационную культуру и позитивный психологический климат в коллективе. Особый акцент предстоит сделать на широкое общественное признание и аттестацию учебной продукции кафедры.

Тренинги, деловые игры, круглые столы и другие интерактивные формы обучения весьма популярны у слушателей, особенно очной, очно-заочной дистантной форм обучения. Цель кафедры — увеличить их долю в учебном процессе, как минимум в два раза. Целесообразно шире практиковать стажировки слушателей и преподавателей для изучения передового (вдохновляющего) опыта управления социальной работой.