ТОП-5 актуальных тенденций в социальной сфере в 2019 году по версии специалистов ИДПО

Янв 13 2020

Что больше всего волновало работников социальной сферы в прошедшем году, о чем они спорили и планировали на будущее? Проанализировав материалы публикаций в СМИ, поговорив с профессионалами отрасли, специалисты Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) составили ТОП-5 актуальных тенденций социальной сферы.


1. Цифровая трансформация госуправления 


С внедрением технологий государства связывают достижение ключевых целей социально-экономического развития. Очевидно, что с цифровизацией госуправления должны исчезнуть многие виды государственных услуг (например, по выдаче различных справок). Для этого на портале госуслуг реализуются такие проекты, как «суперсервисы». Это новый тип государственных электронных услуг, который в перспективе сведет на нет бумажный документооборот и необходимость посещения государственных учреждений.


2. Симуляционное обучение в социальной сфере


Две основные причины, по которым симуляционное обучение все чаще применяется в социальной сфере просты для понимания: Во-первых, получив опыт, который кажется реальным, мы запоминаем больше информации и быстрее учимся. Во-вторых, симуляция позволяет отработать нужные профессиональные навыки в безрисковой среде.

Для обучения специалистов социальной сферы можно использовать один или несколько из следующих методов:



  • Тренажеры «с неполным заданием». Они используются для обучения конкретным навыкам — например, как делать человеку уколы или ставить катетеры.

  • Полномасштабные тренажеры. Самый распространенный пример — манекены. Они все чаще используются для обучения физическому осмотру и другим фундаментальным клиническим навыкам.

  • Виртуальная реальность. В этом режиме учащиеся погружаются в очень реалистичную среду. Например, будущие соцработники попадают в квартиру человека с инвалидностью. Учащиеся физически взаимодействуют с окружающей средой, как в обычной жизни, переходя с простых на более сложные уровни.

  • Стандартизированные пациенты. Для отработки навыков, выявления ошибок, обучения технике безопасности и т.д. используются обученные актеры.


3. «Московское долголетие» — пример для подражания


Одной из лучших мировых социальных практик для людей серебряного возраста признан проект «Московское долголетие». Изучив московские практики, к такому мнению пришел пул зарубежных экспертов-участников III Форума социальных инноваций регионов, который приняла Москва в июле этого года. «„Московское долголетие“ — это великолепный и великий проект, который очень важен для людей старшего поколения. Это одна из лучших практик, которую мы можем наблюдать в международном сообществе, и очень важно, чтобы Москва делилась опытом ее реализации. Должна быть создана международная конвенция, чтобы другие страны знали о такой программе и могли перенять этот опыт», — подчеркнул Мартин Гарсия Моритан, председатель рабочей группы открытого состава по проблемам старения ООН.



4. Сопровождаемое проживание как альтернатива ПНИ


Одна из самых горячих тем 2019 года — реформа ПНИ и альтернатива стационарам закрытого типа. Сопровождаемое проживание — один из очевидных вариантов. Вопрос, какой из его форматов принесет людям больше пользы. Например, в Волгоградской области и еще в 43 регионах активно развивают практику приемных семей для одиноких пожилых людей. Эта услуга в основном для тех, кто не требует серьезного медицинского ухода — накормить, помочь с гигиеническими процедурами, психологически поддержать человека в возрасте.



5. Подход доказательных практик в социальной работе


Каждая организация социальной сферы уверена: то, что она делает, есть благо. Но помимо «доброты» существуют такое понятие, как эффективность. Чтобы добиться наилучших результатов, деятельность социальных учреждений должна анализироваться, а ее эффективность — доказываться. Доказательность социальных практик — это подход, при котором все решения принимаются после адекватной научной проверки, сравнения данных и анализа.

Сейчас можно найти базы данных (практик) по нескольким направлениям: алгоритмам работы с детьми, профилактике агрессивного поведения подростков и зависимостей, практики работы с ментальными нарушениями и другим. Требования, которым должна соответствовать практика, чтобы считаться доказательной, высоки. С одной стороны, необходимо достаточное количество практико-ориентированных исследований в профессиональной области, с другой — специалистов, умеющих грамотно искать информацию, критически оценивать результаты исследований и использовать все это для решения прикладных задач.