Ребенок с аутизмом: как общаться?

Июн 26 2020

На онлайн-площадке Института дополнительного профессионального образования работников соцсферы израильский специалист в области аутизма и мама особого ребенка Яэль Барагин рассказала о своем опыте общения с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) и дала рекомендации родителям.


В 2014 году психолог Лорен Адамсон (Lauren Adamson) провела исследование, согласно которому у 15-20% детей с аутизмом речь вообще не появится, как бы мы к этому ни стремились. 50% будут иметь полноценную речь и научатся ею пользоваться в различных целях. Около 30% научатся говорить, но только на уровне бытовых потребностей.


Исследования подтверждают, что у большинства детей будут заметны проблемы и в бессловесной коммуникации. Эти проблемы начнутся на ранней стадии развития, еще до появления речи. Например, будет отсутствовать такая важная форма коммуникации в раннем возрасте, как указательный жест. Признаки первичной речи — гуление, лепет — также будут отсутствовать или проявятся незначительно. Дети с аутизмом чаще пользуются плачем в качестве отрицания. Вместо слова «нет» или отрицательного жеста головой, они начинают кричать. Такой ребенок не обращается с просьбой. Он просто берет взрослого за руку и ведет туда, куда ему нужно. Нужна игрушка — подводит взрослого к игрушке, хочет на улицу — ведет родителя к двери. При этом он не обращает внимания, как взрослый реагирует на его так называемую просьбу.


Исходя из всего этого, можно сказать, что основная проблема ребенка с РАС — это неспособность инициировать совместное внимание, присоединиться к общению и поддерживать совместную деятельность.


Можно ли работать с этой проблемой?


Для начала давайте разберемся, что такое общение. Чтобы общение состоялось, необходимо минимум два человека. Один сообщает информацию, а другой на нее реагирует.


Общение — это не только слова. Если вы едете на машине и вам инспектор ГИБДД машет палочкой, вы остановитесь, потому что между вами произошло общение: он сделал жест, и вы отреагировали.


Если вы хотите погладить ребенка, а он начинает отстраняться, вы понимаете, что ему это неприятно.


Можно общаться с помощью отдельных слов: дай, положи. Можно — сложными конструкциями с множеством придаточных предложений. Кстати, высокофункциональные аутисты часто говорят книжной речью, которая не принята в ежедневном общении.


Также можно разговаривать с помощью картинок, рисунков и символов. Вот эти последние три способа могут стать для вас основой в общении с ребенком с РАС. Скажем, вы собираете его на прогулку. Он обожает парк, любит и качели на детской площадке, но ненавидит одеваться, поэтому сопротивляется вам изо всех сил. Вашу речь он не воспринимает. Не всем, но многим детям в этой ситуации может помочь фотография тех самых качелей, на которые вы собираетесь пойти.


Как еще родитель может развивать коммуникативные навыки ребенка?


В середине второго года жизни ребенок и мама становятся триадой. Они пространственно отделяются друг от друга, между ними возникает какой-то предмет, например, игрушка, и осознанное взаимодействие через этот предмет. Такое взаимодействие и называется триадой. Играя с мамой в игрушку, рассматривая цветок или катая с мамой мячик, ребенок прислушивается к речи взрослого, и его знания о мире обогащаются.


Триада — идеальное условие для развития коммуникативных способностей. Общаясь с близким и родным человеком, ребенок открыт новому и на чувственном уровне усваивает новые слова.


Как следует вести себя родителю? Очень важно быть вовлеченным в игру, а не играть по принуждению. Не стесняйтесь! Отложите свое стеснение в сторону и играйте так, будто вы сами ребенок и вам очень хочется построить башню из кубиков. Помните: только вовлеченный взрослый может создать атмосферу, в которой малыш усвоит новые слова.


Группой израильских специалистов была разработана система NDI- Naturalistic Developmental Intervention. В ее основе лежит убеждение, что обучение следует строить на личностных особенностях, которые ребенок уже имеет. Благодаря уже существующим навыкам, мы будем помогать ему вести себя так, как принято в обществе. Хотите, чтобы ребенок научился играть с паровозиком, а он любит просто сидеть и крутить колеса? Сядьте рядом, возьмите другой паровозик, прицепите к нему вагончики, катайте, издавайте звуки. Таким образом, вы будете использовать то, что ребенок умеет и любит, и на этой основе покажете ему, как можно функционально обращаться с игрушкой.


Работа с ребенком-аутистом — это не спринт, это марафон. Ему всегда нужна будет помощь. Он никогда не будет таким, как все, и это надо принять. Стремясь сделать ребенка с РАС нейротипичным, мы рискуем разбить его душу. Чтобы этого не произошло, не переделывайте его. Дайте ему главное — свою любовь.


Еще больше онлайн-занятий Института дополнительного профессионального образования работников соцсферы смотрите на портале «Я дома» в разделе «Онлайн-мастерские»